"Русский шансон – блатная лирика или нечто большее?", - выясняли в Бийске «Мужской клуб» газеты "Бийский рабочий" попытался выяснить: что такое русский шансон – блатная лирика или нечто большее. Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться со статьей наших бийских коллег.
Не знаю у кого как, а у меня при слове «шансон» всплывает в памяти следующая картина: прокуренная кабина маршрутки, пассажиры с глазами мучеников и на весь салон вульгарно-разухабистое «две телки меня с поезда встречали…» или «вор с воровочкой, как нитка с иголочкой…». Ну как не осатанеть от такого текста и не начать морщиться при одном упоминании шансона? А между тем мы, далекие от музыки люди, сужаем пространство русского шансона, когда подразумеваем под ним лишь хулиганские песни, густо насыщенные блатной «феней». Поэтому «Мужской клуб» решил расширить горизонты шансона с помощью автора и исполнителя песен Олега Рудакова и психолога Валентины Михайловой, - поясняет "БР".
Философия шансона: любовь, измена, ревность
Гитарная струна звучит с надрывом. Хрипловатый мужской голос мятежно тоскует, сгорая на костре своей внутренней страсти. В этом он весь, Олег Рудаков – автор и исполнитель, музыкант и художник, утверждающий, что шансон – это целый мир, где есть место любви и верности, измене и ревности…
– Я не открою Америку, если скажу, что название этого музыкального жанра происходит от французского «chanson», что в переводе на русский язык означает «песня», – начинает разговор Олег. – Так называли французские эстрадные песни конца XIX – начала XX веков, которые исполнялись в стиле кабаре-песен. И достойными продолжателями этого жанра на французской эстраде были Сальваторе Адамо, Шарль Азнавур, Джо Дассен. Согласитесь, никому не придет в голову говорить, что они исполняли «вульгарно-разухабистые» песни.
– Ну а как же вся эта традиционная атрибутика русского шансона в виде «вороненый шпалер, стиры, пять тузов, детка, я не фраер»?
– Дело в том, что у народа зачастую весьма однобокое понимание шансона: для них песня в этом жанре должна быть непременно в стиле «блатняка». Но все не так «узколобо»: так как мы с вами русские люди, то и понятие «русский шансон» включает в себя всю многогранность русской души. Да, несомненно, есть в русском шансоне и такой подвид, который мы с вами условно назовем «блатная лирика». Классика жанра – Александр Розенбаум с его знаменитым «Гоп-стопом». Но это, так сказать, высокопрофессиональный «продукт», а есть и группа «Воровайки», чьими песнями изводят народ в маршрутных такси. И если такая группа существует, значит, это кому-нибудь нужно. Затем идет еще один подвид: бывший бессменный руководитель «Лесоповала» Михаил Танич называл его «песни воли и неволи». Между прочим, великого Шукшина любят в народе за его «Калину красную», а там как раз ведется речь о сломленной судьбе человека…
– Но получается, что большинство песен из этих двух групп воспевают тот самый блатной образ жизни?
– Повторюсь: профессионалы этого узкого жанра воспевают не преступный образ жизни, а грустят по поводу загубленной судьбы человеческой. Михаил Круг, Слава Медяник – их песни тоже можно отнести к классике жанра. Это доверительные, чистосердечные истории, которые авторы откровенно рассказывают своей публике, и ваш выбор – слушать или не слушать их.
– С «блатной линией» разобрались. Какие еще музыкальные подвиды включает в себя русский шансон?
– Самый широкий спектр у городского романса: в этих лиричных песнях вы никогда не встретите слово «нары» или «марафет». Здесь открывается целый мир: любовь, дружба, верность, измена, это и есть настоящая философия шансона – весь спектр чувств человеческих. Это и Сергей Трофимов, и Стас Михайлов, и, наверное, шокирую вас – Булат Окуджава, Александр Галич, Юлий Ким, Владимир Высоцкий.
– Но барды насмерть стоят, что Окуджава и Высоцкий – это их епархия.
– Не понимаю, почему эта кучка людей в растянутых свитерах считает профессиональных шансонье, каковыми и являются Окуджава, Высоцкий и Ким, – бардами. Но это, как говорится, их музыкальные разборки. Опять же, возвращаясь к подвиду русского шансона «городской романс», хочу сказать: заметили, что все шансонье-мужчины обладают приятными хрипловатыми голосами? Это идет с тех времен, когда по землям странствовали первые шансонье – меннизингеры, ваганты и менестрели, это наша с вами архетипичная музыкальная память. Да и вообще, если задаться целью, то можно найти основы русского шансона и в поэзии Лермонтова: «Сижу за решеткой, в темнице сырой…»! (Смеется). А уж русские народные, застольные из серии «По диким степям Забайкалья» или «Славное море священный Байкал» – это настоящий русский шансон! Кстати, забыл еще об одном подвиде русского шансона, военном шансоне. Только в этих песнях вместо «состава с дальней пересылки» – «две вертушки на Моздок»…
Подсознательная любовь водителей
А вот почему практически все водители любят глушить пассажиров в лучшем случае «Золотыми куполами» Михаила Круга, а в худшем песенками из серии «Хоп, мусорок, не шей мне срок»? Это какая-то особая принадлежность к шоферской касте? Или особая любовь к шансону?
– Ни то и ни другое, – уверена психолог городского центра Валентина Михайлова. – Дело в том, что водители подсознательно слушают только ту музыку, что нарушает убаюкивающую монотонность их работы, которая опасна для жизни. Песни русского шансона отличает простота мелодии и многоходовая сюжетная линия, которая присуща всем дворовым песням, вспомните хотя бы все эти «В нашу гавань заходили корабли». Вот вы тоже, хоть и возмущены «блатной лирикой», которая звучит в маршрутках, но в тексты вслушиваетесь и даже запоминаете. Поэтому и водители слушают шансон – когда они вслушиваются в тексты, они подсознательно концентрируют свое внимание.
Источник: www.amic.ru |